Анзу — птица-шторм, олицетворение грозовых облаков и песчаных бурь

Изображение птицы Анзу. Источник фото: Википедия
Изображение птицы Анзу. Источник фото: Википедия

Птица Анзу (или Анзуд) — полу-лев полу-орел, появляется в шумерских произведениях до 1200 года до н. э. как дикое горное существо. Согласно приданиям, она настолько громоздкая, что вес ее гнездовья выдерживало только одно дерево, что росло на семи верховьях реки Уту – бога солнца.

На скульптурах Анзу изображали сражающимся с богом-воином Нинуртой у входа в самый важный храм королевской цитадели. Английский археолог О. Г. Лейард обнаружил эту скульптуру в середине 19 века и отправил ее в Британский музей.

Анзу — божественная птица-шторм, олицетворение южного ветра, грозовых облаков, песчаных бурь. Когда она орет – содрогается весь мир. Именно она расцарапала небо, чтобы начался всемирный потоп. А еще Анзуд – главный герой старейшего «боевого» мифа.

Навершие булавы с Анзу. Источник фото: Википедия
Навершие булавы с Анзу. Источник фото: Википедия

Этот «демон» украл у бога Энлиля «Таблицу судеб» и спрятал ее на вершине горы. Бог грома Ану приказал другим богам забрать Судьбоносные Скрижали, хотя все они боялись делать это. Согласно одному тексту, бог Нингирсу убил птицу, в другом – она погибла от стрел Нинурты.

В храм могущественного бога Нинурты было два пути. Главный вход был окружен огромными каменными львами с человеческими головами. Когда двери между ними были открыты, жрецы и избранные могли смотреть прямо через прихожую на статую самого божества.

нзу (Имдугуд) — рельеф в Лагаше. Источник фото: Википедия
Анзу (Имдугуд) — рельеф в Лагаше. Источник фото: Википедия

В качестве альтернативы они могут войти и выйти через дверной проем к северу от ворот льва, а затем повернуть обратно на юг в вестибюль или храм. Защитные мужские фигуры с ветвями располагались со стороны двора от дверного проема, фигуры в рыбных плащах — с внутренней стороны.

Огромная скульптура короля стояла справа. Дверь в комнату с обеих сторон была выложена зеркальными изображениями одной и той же необычной сцены: возвышающаяся мужская фигура в длинной мантии приближается к чудовищному существу, наполовину льву и наполовину орлу, которое поворачивается к нему с открытым ртом и когтями.

Фреска с Анзу(Британский музей, Лондон). Источник фото: Википедия
Фреска с Анзу(Британский музей, Лондон). Источник фото: Википедия

Рогатый шлем и двойные крылья бородатого мужчины выделяют его, как бога. Его мышцы вздуваются, и он нагружен оружием. Серп и меч висят от его тела. Это может быть только кульминационный эпизод в «Эпосе об Анзу», где Нинурта хитроумно побеждает эту демоническую силу хаоса и возвращает себе «Табличку Судьбы» для богов.

Образ Нинурты, изгоняющего Анзу из своего храма, сочетает мифологические идеалы с важностью научных знаний. С одной стороны, Нинурта должен использовать интеллект, а также грубую силу, чтобы победить злого Анзу. С другой стороны, его задача — найти «Табличку судеб», в которой записаны решения богов относительно будущего Ассирии.

0
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector