На картине Джозефа Райта, написанной в 1768 году, изображен эксперимент, который проводился с птицей в воздушном насосе. Картина в настоящее время находится в Национальной галерее в Лондоне. Художник был непосредственным участником этого опыта, поэтому изображение носит историческую ценность.
На полотне изображен ученый, воссоздающий эксперимент с воздушным насосом Роберта Бойля – англо-ирландского химика и физика. Устройство предназначено для постепенного откачивания воздуха до состояния вакуума.
В 17 веке ученых интересовало, как поведут себя предметы в безвоздушном пространстве. После изучения состояния неодушевленных вещей, начали ставить опыты над живыми существами: насекомыми, крысами, птицами.
В своей книге Р. Бойль описал эксперимент, проводимый над жаворонком. Птица помещалась в овальную стеклянную емкость, один конец которой присоединялся к насосу.
Воздушные насосы, несмотря на дорогую стоимость, распространились в ученых кругах и не только. Появилась определенная группа людей, зарабатывающая на подобных демонстрациях животных в безвоздушном пространстве для большого числа людей.
На подобные мероприятия продавали билеты, выступления показывали в различных клубах и ратушах, или зрелище проводилось в частных поместьях для узкого круга приглашенных. На одном таком «шоу» и присутствовал художник, нарисовавший картину.
На картине показан белый попугай с хохолком на голове, напоминающий какаду. Эксперимент почти закончен, и птица лежит на дне емкости обессиленной, но живой.
Деталь картины: Эксперимент с птицей в воздушном насосе. Художник: Джозеф Райт. 1768 г. Источник фото: wikipedia.org
Возможно, в оригинале участвовала более простая птица. Попугая в различные времена стоили не дешево. Экспериментатор держит руку на клапане и молча смотрит на зрителей. Он готов вернуть птице воздух, но никто из присутствующих его не останавливает.
На картине одна девушка сильно расстроена, да так, что ее утешает отец, уверяя, что с птицей будет все хорошо. Вместе с ней сочувствуют подопытной птице только дети. Мужчины же с интересом наблюдают за экспериментом, ожидая развязки, а влюбленные полностью поглощены друг другом.
Одним из известных ученых, проводивших публичные эксперименты с насосом, был Джеймс Фергюсон, астроном и знакомый автора картины. Он уверял, что с живыми существами работали редко.
Большая часть опытов ставилась на наполненном воздухом мочевом пузыре, и зрители наблюдали за постепенным сдуванием пузыря. Что было к лучшему, ведь не каждый человек способен спокойно наблюдать, как «уходит» живое существо.